kines_om (kines_om) wrote,
kines_om
kines_om

Categories:

Религия будущего

  Российские школьники на этой неделе получили прекрасный подарок - новый предмет: религиоведение. В 19 регионах страны учащиеся 4-х классов теперь проходят курс по основам мировых религий и светской этики - на выбор родителей (из 6 предметов можно выбрать один, подробности ниже). Инцидент настолько уникален, что как будто бы и является первоапрельской шуткой: начиная с того, как прошла подготовка, и заканчивая тем как и для чего он проводится.

   Начнём с того, что вряд ли ещё найдётся такой предмет, который вводился бы в школьную програму не на будущий учебный год, а в текущий, причём в 4-й четверти. Этот факт уже говорит о значимости эксперимента и его уникальности. Тут два варианта: минобразования учится манипулировать детским (= общественным) сознанием в быстро меняющихся условиях (как, например, Саакашвили - делает это посредством телевидения), либо выслуживается перед верховной властью без особенных на то причин.

   Справедливости ради надо сказать, что я НЕ ПРОТИВ введения подобных курсов в школьную программу - вопрос лишь в том, факультативно или в обязательном порядке это делать. В конце концов, предмет "светская этика", который в качестве пробного выбрали большинство экспериментальных регионов, преподавался и у меня, когда я учился в 7-м классе тогда гуманитарной гимназии №139, признанной лучшей школой города за свои экспериментальные и эффективные методики преподавания. Предмет был интересен, увлекателен и мне, 12-летнему подростку, дал много новых - хоть и в обыденной жизни почти бесполезных - знаний. Однако кругозор расширил, и вкуса не испортил, что уже неплохо.

   Предмет основы мировых религий так же частично преподавался и в гимназии, и в физ-мат лицее №64, куда я перешёл после, - он был разбросан по предметам "мировая художественная культура", "история" и факультативным занятиям. Помнится, мы дискутировали на уроках истории на темы буддизма, верований коренных народов Сибири и конфуцианства. Однако это было уже в последних классах школы, и интересно было далеко не всем ребятам. В ОмГУ же для студентов первых курсов удивительный преподаватель Шалаев вёл сразу несколько спецкурсов на смежные темы, один из которых - "основы мировых религий" - очень близок нынешнему курсу... для 4-классников. Знаете, большинство слушателей шалаевских курсов - при всей его образованности и умении донести информацию - пропускали эти лекции мимо ушей. Что же будет с 10-летними школьниками, когда они начнут изучать этот предмет в школе? Вопрос, как по мне, неоднозначный.

   Но продолжим. Что именно собираются преподавать на этом уроке? Всего есть 6 вариантов: светская этика, основы мировых религий, а также 4 тематических курса - по основам православной, исламской, иудейской и буддийской культур. Родители могут выбрать какой-то один курс, и по нему будет заниматься их ребёнок. Интересно, что по четырем последним темам учебники писали представители духовных конфессий. Правда, заказ от минобразования поступил им всего за 2,5 месяца до выхода в печать!!! Нет, эта спешка меня уже пугает... Так вот, 2,5 месяца - очень мало, чтобы написать учебник по конфессии. Поэтому, как пишет пресса, "некоторые авторы" взяли за основы иностранные учебники. Тут нас поджидает первый подвох: ведь почти все переводные тексты по религиям требуют ещё более подробных трудов с толкованиями! У "Корана", к примеру, есть такие толкования - однако вряд ли они будут разбираться на уроках по исламу. В буддизме и вовсе сотни книг посвящены попытке перевести непереводимые буддийские каноны на доступный русскому менталитету уровень. А ведь истории известны случаи, когда буддизм говорил на языке других религиозных систем и - понимался совсем по-другому. В частности, пришедши в Китай, он был переведён с использованием уже существующей даоской терминологией (например, "бодхи" ("просветление") передавалось термином "дао" ("путь"), а "нирвана" — даоским понятием "увэй" — "недеяние"), а пришедши в Тибет - на более неподготовленную почву - и вовсе вынужден был создавать новый лексикон, потому буддисты Китая и Тибета говорят сегодня на очень непохожих "языках". Что же до перевода буддистских канонов на русский язык - это ещё более трудная задача, с которой до сих пор не разобрались уважаемые "буддологи". А так как учебник - это краткий срез, да ещё и написанный популярным языком - то, получается, что школьники будут получать не основы, а - эрзац основ, проще говоря - кашу из вырванных из контекста историй, лиц и имён. К чему это приведёт? Уже ведь был случай, когда подобное упрощение задачи привело к реальному конфликту конфессий в Нижегородской области. Здесь же роковая ошибка была учтена, и теперь любые претензии к учебникам можно будет отнести не в адрес власти, а - в адрес авторов, самих же представителей описываемых ими конфессий. Очень "грамотный ход" со стороны минобра. А авторы, в свою очередь, могут сослаться на спешку и иностранные аналоги - не подкопаешься!! И "концов" не найдешь.

   Ну, а то, что претензии будут - сомнений нет. Вот авторы учебников говорят, что старались написать настолько популярным и нейтральным языком, что любое миссионерство через учебник исключено. Как-то не очень убедительно: миссионеры - и пишут не миссионерским "нейтральным языком"?.. Это уже не основы религий, а историческая хроника какая-то получается - если без миссионерства. Явно, миссионерский посыл будет присутствовать в этих книгах (интересно, кстати, их подержать в руках). Но более важный вопрос - КТО именно будет преподавать по этим учебникам. Ведь никаких новых специалистов в школьные штаты не ввели, займутся этим предметом учителя на местах. И хоть в телевизионную камеру представители минообразования заявляют, что представители конфессий не будут допущены к предмету, более чем уверен, что найдётся немало случаев приглашения - с "добрыми намерениями" - таких представителей к участию в предмете на местах. Особенно в сельских, периферийных и экспериментальных школах. К примеру, православная епархия уже предъявляет претензии... А значит, уже будет перекос в сторону одной из религий. Да даже если и не представители конфессий - не многим лучше доверить преподавание такого интимного предмета, как духовная культура, неподготовленным учителям. Большинство из них - советской закалки, личности с собственным взглядом на мир и религию, и их нетолерантные взгляды, манера преподавания, а также некомпетентность (курсов по подготовке практически не идёт) в вопросе - медвежья услуга подрастающему поколению. Каша подгорит однозначно!

   Тут хочется привести в пример ситуацию, в своё время наделавшую немало шума в Омске. 13 лет назад в сибирской "белой столице" появился впервые в стране теологический факультет в светском университете - ОмГУ. Тогда это благое дело - просвещать мировыми религиями и перенимать духовный опыт цивилизации - начинал уникальный, сильный и образованный человек, профессор Петров. На его харизме и идейности факультет держался почти три года, после чего Петров неожиданно скончался, а власть - и политика - на факультете была кардинально переиначена. Петров стоял на позиции академического образования: он хотел подготовить профессиональных аналитиков в сфере мировых религий и культур, специалистов широкого профиля, способных одинаково глубоко разбираться в разных конфессиях и верованиях и одинаково интересно об этом рассказывать широким массам. Но его бывшие соратники, взявшие бразды правления после, за несколько месяцев полностью изменили жизнь факультета - в университете появились попы в черных рясах, православие стало насаждаться как на факультете, так и в университете, и много чего еще творилось тогда - мы писали об этом. Общественность бушевала, однако, имея высоких покровителей, факультет остался при своих. Правда, построить внутри университета церковь попам не удалось (хотя идея вроде бы ещё витает в воздухе), да и немножечко прижучили их активную миссионерскую деятельность, однако деятельность продолжается, политика неприклонна. А со смертью Шалаева и уходом свободомыслящих культурологов в университете, насколько мне известно, альтернативы теперь не существует. Методология с сильным креном в поддержку одной духовной конфессии довлеет.

   Это я к чему? К тому, что оба примера - в Нижегородской области и Омске - показывают, что подобная инициатива "на руку" только главенствующим религиям, причём внедряется она, сознательно или нет, с целью обучить людей правильной религии. Я и сам считаю, что только в традиционном обществе существует гармоничная духовная культура, а так как почти во всех мировых культурах религия выполняет помимо всего прочего воспитательную функцию, то и в России, по идее, должна быть такая "религия". Она, собственно, и была - до 20 века - православие (в известных рамках), в 20 веке - коммунизм. В глубину веков окунаться сейчас не будем - это отдельная тема. Так вот, сегодня религии нет, а пропаганду нынешние поколения уже не примут (слишком много было в их жизни идеологических и мировоззренческих революций) - примут только дети. У меня складывается ощущение, что этот курс - и есть пропаганда. Чего только? Нетрудно догадаться, что либо - создания православной платформы, либо - как и в советское время - пренебрежения к религиям вообще. Либо возможен более "интересный" третий вариант - создание пула "государственных" религий для избавления от альтернативных. Ведь эта схема отрабатывается у нас чиновниками всех уровней в современной России: проще управлять 3-4 прикормленными партиями, чем иметь одну сильную, но десятки или сотни маленьких оппозиций. В частности, в том же Омске язычника-инглииста Хиневича власти гоняют и в хвост, и в гриву, что уже - прецедент, так как построенную им церковь - храм Перуна - у него отобрали ... в судебном порядке! А тем временем, Хиневич - один из ярчайших современных теоретиков и историков славянского язычества в Сибири. Конечно, этот "духовный фон" должен, по идее, оградить молодёжь от сомнительных сект и новоявленных церквей современного типа - это плюс. Но права других духовных учений и их свобода будут ущемлены однозначно - и это, как мне кажется, большой минус. Ведь только в "культурных" Омске, Томске и Павлодаре живут представители почти сотни конфессий! Что, например, будет думать провинциальный школьник о вайшнавах или бабаджистах?

   Да даже не в этом дело - ведь вся соль ещё в возрасте ребёнка. За школьников решают родители - не прошедшие в основной своей массе никаких предметов по религиям и мировой культуре. Это уже - манипулирование общественным самосознанием. Далее, в этом возрасте школьник уже достаточно подготовлен к запоминанию предмета, к закладыванию фундамента духовной культуры и собственного мировоззрения, однако ещё не готов к самостоятельному анализу, осмыслению информации. Короче говоря - идеальный возраст для создания единого взгляда на религиозную культуру у целого поколения! И причем - в том виде, в котором нужно авторам программы. Очевидно, что через 10 лет это может привести к мощнейшему идеологическому конфликту отцов и детей, а также к конфликту конфессий (так как в регионах с довлеющей религией были выбраны предметы, в основном, по ней же: в мусульманских (например, Чечне) - по исламу, в православных (например, в Калининграде) - по православию, в буддийских (например, Калмыкии) - по буддизму) - если предмет будет преподаваться халатно, а программа исполняться с таким же усердием, с которым готовилась.  

   Для справки: предметы "Основы религиозных культур и светской этики" будут преподавать в школах Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечни, Чувашии, Камчатского, Красноярского, Ставропольского краев, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областей и Еврейской автономной области.

   Таким образом, в Сибири выбраны три региона - Новосибирск, Томск и Красноярск. Омск, как обычно, в программу не попал.

(с) Кинес Кизиитов

Tags: Бред, Власть, Культуры, Религия, События
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments